«Премудрость-online» от Веры Ченцовой: «1686 год в истории Киевской митрополии: о чем говорят и о чем умалчивают архивные документы»

Новым лектором в цикле Премудрость-online Открытого православного университета стала Вера Ченцова, кандидат исторических наук, исследователь архивных документов по истории христианского Востока, участница ряда международных проектов, автор ряда публикаций о связях восточных патриархатов и монастырей с Московским государством в XVI-XVII веках.

Ее курс из пяти лекций посвящен исследованию архивных документов XVI-XVIII веков Московского государства и Османской империи касательно вопроса Киевской Митрополии.

Лекция 1. Поездка подьячего Никиты Алексеева в Османскую империю

Сейчас события 1686 года, когда Киевская Митрополия, находившаяся со времени своего основания — крещения  Руси — под юрисдикцией Константинопольского Патриарха оказалась присоединена к Московскому Патриархату, привлекает большое внимание. Неожиданно события, древние канонические правила, по которым живет Церковь, и старинные документы, которые интересовали лишь нескольких историков и филологов-специалистов, начали все обсуждать, придумывая самые невероятные гипотезы и апеллируя к самым фантастическим древним Томосам.

Случайно, будучи на стажировке в Афинах, я обнаружила греческие документы о Киевской Митрополии. Но… особо не заинтересовалась ими. Однако, когда начались обсуждения вопросов о Киевской Митрополии, о ее подчинении Московскому Патриархату и поставлении в 1685 году Московским Патриархом Киевского Митрополита Гедеона и последующим получением этим Митрополитом от Константинопольского Патриарха грамот, утверждающих это Московское поставление и передающих епархию в управление Москвы, мне захотелось вернуться к документам из Афин.

Также я обратилась к московским архивным материалам, которые касаются поездки московского гонца Никиты Алексеева в 1685-1686 годах в Адрианополь (ныне Эдирне) и Константинополь (ныне Стамбул), где этот гонец и получил от Патриарха грамоты о будущем новом порядке управления Киевской епархией.

***

Есть два издания статейных списков Никиты Алексеева и комментарии к ним. Один — авторства Веры Ченцовой, второй — исследовательской группы «Православной энциклопедии». В чем причина абсолютно разной оценки одних и тех же абсолютно доступных материалов? Какими были политические отношения Московского государства и Османской империи? Почему московский гонец задержался в пути у Запорожского гетмана Самойловича? Зачем Самойлович вместе с Никитой Алексеевым отправил к Константинопольскому Патриарху своего посланца Ивана Лисицу? Какие расхождения в документах архива Московского посольского приказа и османских текстах, посвященных одним и тем же событиям, нашла исследовательница? Почему Никита Алексеев не указал в отчете посещение храма святой Софии? Отмечал ли московский посол в день приема у султана великий православный праздник — Пасху и почему о об этом не сказано в подробнейшем почасовом отчете?

Смотрите и слушайте в видео и аудио на ресурсах ОПУ.

Аудиоверсия и подкаст

Лекция 2. Рукописи не горят, или Удивительные истории о греческой палеографии, которая помогает  исследователям

После долгой вакантности Митрополичьей кафедры в Киеве, которая возникла вследствие запрета польско-литовского сейма на выезд за границу людей греко-русской религии и рукоположение от церковных иерархов, находящихся на территории Османской империи, запорожский гетман Иван Самойлович и московское правительство попытались решить проблему отсутствия в Киеве митрополита избранием в 1685 году на эту должность Гедеона (Четвертинского). На такое поставление митрополитов на Киевскую кафедру и была дана в 1686 году грамота от Патриарха Дионисия, которую привез посол Никита Алексеев.

Грамоты от Патриарха Дионисия были доставлены в Батурин и Москву. Однако по описи начала ХIХ века Московской синодальной библиотеки подлинники соборных грамот с подписями, т.е. само синодальное решение по Киевской митрополии с подписями участников Синода пропали…

В 2015 году, исследуя в Афинах в Центре изучения греческих рукописей и палеографии в коллекции Исторического и палеографического архива документы, Вера Ченцова с помощью профессора Агамемнона Целикоса нашла подлинные греческие тексты тех решений 1686 года в рукописи середины 18 века — копиях документов Патриаршей канцелярии. Для установления подлинности процедур передачи прав на поставления митрополита исследовательница сопоставила обнаруженный текст грамоты Патриарха Дионисия IV с венецианской грамотой — Синодальным хрисовулом Вселенского Патриарха Иоанникия II о привилегиях Филадельфийского митрополита. Результатам научного сравнительного анализа посвящена вторая лекция исследовательницы.

Аудиоверсия и подкаст

Лекция 3. Что же имелось в виду в принятых синодальных решениях?

Исследоввательница рассказывает о механизмах, которые работали в церковной среде в XVII веке. Вера Ченцова говорит о том, что правильно рассматривать Киевскую Митропоию как часть территории  под юрисдикцией Константинопольского Патриархата (еще со времени крещения Руси), т.е. подвластную в церковном отншении Вселенскому Патриарху. Именно потому на этой территории действовали те же самые нормы и каноны, что и в иных епархиях.

В грамотах речь шла о передаче права благословления, поставления митрополита на Киевскую кафедру при условии поминовения митрополитами вначале Предстоятеля Константинопольской кафедры, а затем уже московских патриархов.То есть, Вселенский Патриарх не утрачивал власть в пределах своей канонической территории полностью, но делигировал ее Московскому Патриарху.

Аудиоверсия и подкаст

Лекция 4. «Альтернативные решения» передачи Киевской митрополии Московскому патриарху

Еще один важный момент, о котором хотелось бы поговорить, — это «альтернативные  решения» передачи Киевской митрополии Московскому патриарху. Во вводной статье к недавно опубликованному «Православной энциклопедией» сборнику документов коллектив авторов обращал особое внимание на важную причину того, что передача Киевской митрополии Московскому патриарху была необходимой, поскольку, по их подсчетам, в начале 1680-х годов в западной части митрополии оставался лишь один православный архиерей — Луцкий и Острожский епископ Гедеон (Святополк-Четвертинский). А на Левобережье также один — Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович). Это должно было сделать чрезвычайно затруднительным воспроизведение церковно-православной иерархии и даже рукоположение священников.

Но так ли трагично выглядело положение на самом деле?

Аудиоверсия и подкаст

Лекция 5. Пропавшая грамота константинопольского патриарха Парфения IV

Остается вопросом: был ли безусловным сторонником перехода Киевской митрополии под власть Московских патриархов Запорожский гетман Иван Самойлович? С точки зрения авторов текстов, изданных «Православной энциклопедией», к лету 1681 года гетман понял, что одни лишь  выступления русских дипломатов не приведут к улучшению положения православных в Речи Посполитой. И московское правительство склонялось к похожему выводу. Важно было не просто декларировать свою озабоченность положением верующих, но и иметь на это законное право. Поэтому для всех стала очевидной необходимость добиваться присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату.

Однако Вере Ченцовой намерения гетмана кажутся не столь очевидными, а его стремление оказывать помощь православным Речи Посполитой — другой части той же Киевской митрополии — весьма неоднозначными. Сделать некоторую корректировку позволяет интересный документ, давший и основной аргумент на переговорах с восточными патриархами в 1686 году — синодальная грамота Константинопольского Патриарха Парфения IV. Грамота адресована киевскому духовенству, а в Москву попала в начале июня 1685 года. Самойлович прислал в Москву этот документ для того, чтобы убедить своих московских адресатов (Галицына) в том, что необходимо уже сейчас, в июне 1685 года, избрать митрополита, а также прислать его на поставление в Москву. Что возможно, ведь есть прямо разрешающая это патриаршая грамота.

О чем говорилось в грамоте, ставшей прецедентом? Почему она «исчезла» на целых десять лет? Кто и как ее вновь обрел? Какие интриг­и происходили между гетманом Иваном Самойловичем, Петром Дорошенко и претендентом на митрополичью кафедру архимандритом Иннокентием (Гизелем?)

Аудиоверсия и подкаст

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *