Відкритий православний університет продовжує цикл освітньої програми «Премудрість-online». Наш новий лектор – Владислав Дятлов, церковний історик, провідний науковий співробітник Музею історії Десятинної церкви.
Назва курсу — «Історії київської святості». Перші три лекції вже можна переглянути на УouТube-каналі університету, а також на аудіо-каналі ВПУ на SoundCloud та в подкастах.
Вступление. Истории киевской святости. Вступление. Понятие и типы святости
Одно из явлений жизни христианской церкви – почитание святых. Всемирно известный митрополит Сурожский Антоний вспоминал старое присловье о том, что человек не может отвернуться от греха, пока не увидит в глазах хотя бы одного другого человека свет вечной жизни. В этих словах – один из ключей к пониманию того, почему христианская церковь почитает святых.
Из введения вы узнаете о понятии и типах святости.
Лекция 1. Истории киевской святости. Собор киевских святых
Автор рассказывает о Соборе киевских святых. Что означает понятие «собор». Что такое «Собор киевских святых». Почему несколько подвижников Собора киевских святых, которые в земной жизни никогда не бывали на территории Киева, почитаются покровителями г.Киева?
Лекция 2.1. Истории киевской святости. Страстотерпцы. Борис и Глеб
В широком смысле слова понятие «страстотерпец» тождественно понятию «мученик». В киевской христианской истории наиболее известны три страстотерпца: Борис, Глеб и Игорь. В этой лекции вы узнаете о наиболее важных событиях жизни и подвига Бориса и Глеба, об обстоятельствах гибели Игоря Ольговича, а также о страстотерпничестве вообще.
Лекция 2.2. Истории Киевской святости. Страстотерпцы. Игорь Ольгович и Ярополк Изяславич
Не всегда в преданиях о страстотерпцах мы можем отделить исторические факты от домыслов, порожденных поздней интерпретацией. Но в каждой из историй мы видим большой урок и часть опыта христиан того времени.
Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям определенный порядок престолонаследия: старшему из сыновей доставался Киев, другие города распределялись между прочими сыновьями, но между городами была определенная иерархическая лестница. Когда умер бы старший брат, то в Киев должен был бы перейти «черниговский» брат, а «переяславский» — в Чернигов.
Через примерно 20 лет после смерти Ярослава этот порядок был разрушен. Подросли внуки Ярослава и конкуренция вокруг Киевского престола стала запутанной. Вспыхивали усобицы. Русь превратилась в федерацию княжеств, где одни группы княжеств противостояли другим, достаточно легко меняя своих союзников и врагов…
Лекция 3.1. Истории киевской святости. Спасский и Пустынно-Никольский монастыри Киева
Выражаясь поэтически, древние и старинные монастыри Киева можно было бы сгруппировать в… созвездия. Например, созвездие святынь Старокиевской горы. Или созвездие святынь Подола. Лавра сама по себе — тоже внушительное созвездие святынь…
***
На этот раз в лекции Владислава Дятлова речь пойдет о монастырях, которые частично входят в киевские созвездия святынь. Но все они объединены тем, что были основаны как загородные.
О каких монастырях идет речь? Это Спасский на Берестове и Кловский, Выдубицкий и Зверинецкий, Гнилецкий и Кирилловский. А также: Пустынно-Николаевский, Межигорский, Ионинский, Голосеевский, Китаевский, Феофаниевский и Преображенский.
Лекция 3.2. Окольные монастыри Киева. Кирилловский, Кловский и Межигорский монастыри
В 1786 г. Кирилловский монастырь был упразднен, его храмы обращены в приходские. В кельях разместилась воинская больница.
В 1830 г. здесь разместились лечебные учреждения в для душевнобольных людей. И назывались они Кирилловскими богоугодными заведениями. Во ІІ пол. ХІХ века при очередном ремонте Кирилловского храма в нем обнаружили древнерусские фрески ХІІ века.
***
Кловский монастырь был посвящен Влахернской иконе Пресвятой Богородицы. Судьба Кловского монастыря после монгольского нашествии долгое время оставалась неизвестной. Но из документов мы знаем, что вначале 18 века в районе бывшего Кловского монастыря находились лаврские хозяйственные угодья…
***
Первое документальное упоминание о Межигорском монастыре относится к началу 16 ст. В текстах говорится, что монастырь был основан несколько раньше и пережил запустение в связи с разлрением Киева крымским ханом Менгли Гиреем в 1482 г.
Лекция 3.3. Окольные монастыри Киева. Выдубицкий монастырь
Если бы мы через Google посмотрели на территорию Национального ботанического сада им. Н.Гришко, нам бы показалось, что ботсад напоминает собой вытянутый с севера на юг овал. Но уточним, на самом деле, в северной стороне овала есть глубокая полукруглая впадина.
Попробуем с вами мылено поделить этот овал прямой линией, проводя ее с северо-востока на юго-запад. Тогда северо-западная долька овала — это составная местности Зверинец. А юго-восточная долька — составная местности Выдубичи.
Что такое Зверинец и что такое Выдубичи?
Лекция 3.4. Окольные монастыри Киева. Зверинецкий монастырь
В 700 метрах к северо-западу от Выдубицкого монастыря расположен монастырь Зверинецкий, монастырь загадочный.
Дело в том, что ни в каких письменных, внешних по отношению к этому монастырю источниках нет ни одной строчки о нем. Все, что мы о нем знаем, это немногочисленные археологические находки, дающие информацию, и граффити – подземные надписи, нацарапанные на стенах Зверинецких пещер.
Именно из них мы узнаем, что один из первых пределов освящен в честь святителя Иоасафа Белгородского, в пещерах Зверинецкого монастыря киевляне прятались во времена Второй Мировой войны.
Но обо всем по-порядку.
Лекция 3.5. Окольные монастыри Киева. Свято-Троицкий Ионинский монастырь
Третий монастырь на выдубицко-зверинецком малом киевском Афоне – это Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Он стоит на середине Зверинецкого плато.
Когда смотришь на ботанику из Днепра и сравниваешь ее с территорией Лавры, то, как и в случае с Лаврой и с уничтоженным, к сожалению, Пустынно-Никольским монастырем, возникает ощущение, будто в ботанике находится какой-то двухъярусный большой монастырь. Но в данном случае — монастыря два: у подножия гор, на берегу Днепра мы видим купола Выдубицкого, а на плато повыше – купола Ионинского.
Лекция 3.6. Окольные монастыри Киева. Китаевская, Преображенская и Голосеевская пустыни
А теперь отправимся в амии на большой киевский Афон. Здесь мы отклонимся от хронологического порядка и начнем не с самого древнего из пяти монастырей Голосеевского леса, а с самого знаменитого. Самым знаменитым монастырем является Свято-Троицкая Китаевская пустынь.
Обо всем по порядку.
Лекция 3.7. Окольные монастыри Киева. Феофания и Церковщина
«В житии преподобного Феодосия Печерского есть упоминание о том, что каждый год на Великий пост он уходил в первичные монастырские пещеры (теперь это лабиринт Дальних пещер) в затвор на 40 дней. Но иногда, в тайне от монашеской лаврской братии, в первую же ночь затвора он незаметно уходил в одно из Лаврских земельных угодий, подаренных боярами. Там он приходил в только одному ему известную вторую пещеру. В ней проводил 40 дней, а оттуда также незаметно возвращался в Лаврские пещеры, из которых официально выходил к братии, прервав свой затвор…»
Лекция 4. Истории киевской святости. Преподобный Антоний Печерский. 4.1
Истории киевской святости. Преподобный Антоний Печерский. 4.2
«Перенимая у Византийской империи строй церковной жизни, крещеная Русь заимствовала и норму, согласно которой на протяжении Средневековья авангардом церковной жизни было монашество. Колыбелью монашества в домонгольской Руси принято считать Киево-Печерскую лавру.
Два основателя того монастыря — прпп Антоний и Феодосий Печерские — это два отца-основателя всего киеворусского монашества.
Сведения о прп Антонии многослойны. Первая часть беседы будет посвящена двум первым слоям этих сведений — памятникам ХІ и ХІІІ веков.
Вторая часть 4.2 — «заметки на полях к первой части».
Антоний происходил и Любеча. Однажды он отправился в странствия, оказался на святой горе Афон, принял там монашество и был своим духовником отправлен обратно на Родину с пророческим напутствием: «Через тебя многие иные станут черноризцами».
Почему прп Антоний, вернувшись с Афона в Киев, предпочел жить в пещере?
На Ближнем востоке пещеры в скалах часто использовались для самых разных нужд: и как святилище, и как жилье, и как хозяйственный придаток жилья, и как место погребения усопших… Для монашествующих пещеры были еще двойным богословским символом. Пещера символизировала гроб, в котором аскет заживо себя погребал, для того чтоб после аскетической борьбы войти в новую, вечную жизнь. Кроме того, пещера с ограниченностью пространства, света, тепла символизировала падшее состояние человека, падшего Адама.
На Руси климат не такой, как на Ближнем востоке. Но и на Афоне бывают очень суровые зимы, в тамошних скальных пещерах очень холодно. Поэтому, поселяясь в пещере Иллариона, Антоний знал, на что шел. Почему Антоний не остался ни в одном из княжеских монастырей?». Смотрите во второй лекции про прп Антония Печерского.
Лекция 5. Истории киевской святости. Преподобный Досифей Киевский
XVIII век был богат в Киеве подвижническими историями. Но история прп Досифея нуждается в отдельном рассказе именно потому, что он был знаменит и как пещерник своего времени, и благодаря необычному преданию о якобы девичьем происхождении человека, которого многие считали старцем.
В церковном обиходе есть две житийных версии о прп Досифее — ранняя и поздняя. Не все православные вообще знают о существовании ранней традиции.
Существует также и два иконописных извода об этом подвижнике.
То, что мы знаем о прп Досифее на основании архивных источников, умаляет ли его славу как подвижника? Или нет?
Архивные данные подтверждают, что Досифей был заметной личностью для своего времени. В XVIII веке он был киевским пещерником, продолжающим традицию древних подвижников Лавры; у него был ученик, который тоже стал подвижником; к Досифею многие приходили на беседу…
Все эти моменты служат вполне достаточным основанием для его церковного почитания.
Лекция 6. Истории киевской святости. Собор святых Киево-Печерских
Почему лавра быстро завоевала авторитет? Она очень во многом помогала внешнему воцерковляющемуся древнерусскому миру усвоить примеры христианских добродетелей.
Второй момент — духовное наставничество. Многие преподобные Печерские выслушивали приходящих к ним мирских жителей, поддерживали их, помогали добрым и мудрым советом.
Велик также вклад преподобных Печерских в общую культурную историю. Вспомним прп Нестора Летописца, который был Печерским иноком. Именно он из всего Собора Печерских святых стал для внешнего мира в целом олицетворением Киево-Печерской лавры. Так, изображение прп Нестора входит в герб Печерского района Киева.
Хотя подавляющее большинство святых Киево-Печерских — это преподобные, но если говорить о видах подвига, то среди Печерских святых есть и монахи-мученики, и страстотерпцы, и юродивые Христа ради, и даже святители. Также существовала такая категория подвижников, как затворники.
Ко многим преподобным Киево-Печерским люди обращались за помощью, чтобы быть исцеленными от болезней. И преподобные вымаливали таких приходящих людей.
Сведения о преподобных Киев-Печерских мы черпаем, главным образом, из книги «Киево-Печерский патерик» — книги святых отцов, наставников в монашестве.
Лекция 7. Истории киевской святости. Новомученики и исповедники
Применительно к Киеву, новомученики и исповедники, это те канонизированные святые, которые пострадали во время гонений против веры и церкви в период советский.
А точнее, с революции 1917 г. до празднования юбилея 1000-летнего крещения в 1988 г.
На сегодняшний день в церковном календаре можно найти не менее 95 новомучеников и исповедников, жизнь которых была так или иначе связана с Киевом.
Сегодня мы вспомним о тех подвижниках, чьи имена упоминаются непременно, когда речь заходит об эпохе новомучеников и исповедников. Это: священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский, священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский, преподобноисповедник схиархиепископ Антоний (Абашидзе), преподобноисповедница, игуменья София (Гринева), схиигумен Кукша (Одесский).
Лекция 8. Истории киевской святости. Святители киевские
Святителями среди святых принято называть канонизированных подвижников из числа епископов. Когда мы говорим о святителях из святых киевских, то должны понимать, что многие из них были митрополитами киевскими и многие, так или иначе, находясь в епископском сане, были биографически связаны с Киевом.
Как звали первого митрополита? Кто стал первым митрополитом-русичем? А также, почему в определенные периоды истории одновременно существовало два киевских митрополита – смотрите в новой лекции.
Лекция 9. Киевские преподобные XVIII-XIX веков
Киев XVIII-XIX веков был по-своему богат на подвижников. В этот раз речь пойдет о самых запомнившихся преподобных.
Прежде всего, вспомним о двух подвижницах киевского женского Вознесенско-Флоровского монастыря на Подоле – схимонахиня Нектария (в миру – Наталья Борисовна Шереметьева-Долгорукая) и матушка Елена Бехтеева.
Почему матушка Нектария была в ссылке в Сибири? За что киевляне уважали и любили ее?
Судьба Елены Бехтеевой, может быть, и не была бы столь знаменитой, если бы не одно «но»…
Чем знамениты два преподобных XIX в. – иноки Киево-Печерской Лавры — схииеромонах Парфений Киевский и Алексий Глосеевский? И что нам известно о самом ярком киевском юродивом блаженном Феофиле?
Об этом вы узнаете из новой лекции.
Лекция 10. Истории киевской святости. Владимирский собор и Покровский монастырь
В одной из лекций мы говорили о том, что киевские храмы и монастыри, исходя из их истории и расположению, можно было бы уподобить созвездиям. Но есть святыни, которые располагаются как бы особняком и истории их в каких-то моментах специфичны.
Сегодня вспомним о двух таких святынях, которые стали большим событием для церковного православного Киева XIX ст. Это приходской храм – Владимирский собор и монастырь – Покровский женский монастырь.
Владимирский собор – храм необычный, его строили достаточно долго: задумали в 50 гг. XIXв., с перерывами строили в середине 70-х гг. , расписывали – до середины 90-х. Его называют Сикстинской капеллой местного масштаба.
Киевские мастера сумели творчески переработать изначальный замысел таким образом, чтобы Владимирский собор олицетворял именно Древнерусское Киевское государство и его духовный опыт.
Другим выдающимся церковным творением XIX в. стал Покровский женский монастырь. Существует предание о том, что киевский подвижник XIX в. Христа ради юродивый и преподобный Феофил, насельник Китаевской пустыни, предсказал основание Покровского монастыря царственной женой. Это была великая княгиня Александра Петровна, супруга брата российского императора Александра ІІ, великого князя Николая Николаевича.
В монастыре были больница, амбулатория, аптека, но сверх того, еще приют для сирот, школа и мастерские. В киевском Покровском монастыре все делалось по самым высоким стандартам. Достаточно сказать, что именно здесь заработал первый в Киеве рентгеновский аппарат. Монастырь представлял собой большой благоустроенный город милосердия. Можно сказать, что это была женская лавра.
Истории создания Владимирского собора, Покровского монастыря преподносят нам очень важный урок: империя – это один из форматов государства, империй в истории земли было много. Александра Петровна была человек империи, но, прежде всего, она была православной христианкой. И именно поэтому в Киеве был возможен феномен Покровского монастыря.
Лекция 11. Киево-Печерская лавра
До крещения Руси монашество на землях Византийской империи прошло большой исторический путь. И это надо учитывать, когда мы говорим о монастырях Киева в частности. Первые монастыри Киева были основаны уже как городские. Их строили князья, приглашали в них жить византийских иноков. Первым исключением оказалась лавра, основанная за пределами Киева. Она была основана как пещерный монастырь. Однако и она открыла свои ворота к широкому общению с внешним миром. Не для того, что монастырь обмирщился, а для того, чтоб этот строго-аскетический очаг помог древним русичам лучше понять монашество как одно из направлений духовной жизни в христианстве.
Киево-Печерская лавра считается колыбелью древнерусского монашества. Киев древнерусский существовал в двух измерениях. Как любой средневековый европейский город, он имел свое базовое ядро. Оно делилось на две половины: нагорная цитадель (ее называли просто «гора» — Старокиевская гора с укреплениями, кафедральным собором Святой Софии-Премудрости Божьей) и нижний город, торгово-ремесленный посад, который в Киеве традиционно называли Подолом.
Киево-Печерская лавра выделилась среди других загородных монастырей и стала одним из градообразующих центров Киева…
Лекция 12. Истории киевской святости. Святыни Старокиевской горы и Подола
Сегодня мы поговорим об историческом ядре Киева Любой средневековый европейский город имел укрепленную нагорную часть и нижний город, торгово-ремесленный. В Киеве это, соответственно, Старокиевская гора и Подол.
Накануне крещения Руси св. князем Владимиром на Старокиевской горе располагалась небольшая крепость. Эти укрепления Владимир ликвидировал и поставил в ее центре первую в Киеве каменную церковь — Десятинную. Эта церковь не только была главной. Это была церковь-усыпальница. В нее Владимир перенес мощи своей бабушки, святой равноапостольной княгини Ольги. Сам князь Владимир в 1015 г. Был похоронен в этой церкви, а после него — и многие другие князья.
Десятинная церковь дважды была подвергнута разграблению самими же русичами — в 1169 и в 1203 гг. В декабре 1240 года Десятинная церковь стала последним оплотом киевлян, оборонявших свой город от монгол.
В древнерусском верхнем Киеве, на Старокиевской горе, кроме Софийского собора, Михайловского собора и десятинной церкви было много других храмов. Так, при Ярославе Мудром над главными киевскими западными Золотыми воротами была сооружена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Как и Константинополь, Киев был посвящен Богородице. Поэтому и главные храмы верхнего Киева Богородичные. Софийский собор
Верхний Киев в домонгольский период делился на несколько секций: город Владимира, город Ярослава, город Изяслава. А в нижнем городе, на Подоле, размещалось Торжище. Оно окружено многими важнейшими святынями в истории Киева. Это церковь Богородицы Пирогощи, Богоявленский Киево-Братский монастырь, церкви Николы Мокрого, Николы Доброго, Николы Притиски, а также множество других святынь…
Дивіться та слухайте більше у лекції на YouTube, SoundCloud та в подкастах.
Лекция 13.1 Истории киевской святости. Благоверные князья и князья-иноки
У цій лекції йдеться про благовірних святих — християнських правителів, які мали перед церквою особливі заслуги. Це св. Ярослав Мудрий та св. Володимир Мономах.
Історія зішестя Ярослава на київський престол та його 35-річний період київського княжіння позначилися складною системою альянсів, противаг та стримувань, а також миттєвою реакцією на найменші зміни в політичній структурі Русі та навколишніх держав.
Ярослав розширив територію країни, зміцнював внутрішні зв’язки між регіонами Русі, поборов печенігів, засновував нові міста. Найзнаменитішими з них є міста Юр’їв на річці Рось (нинішня Біла Церква), а також Юр’їв на північно-західних кордонах Русі того часу — сучасний Тарту в Естонії.
Завдяки його політиці династичних шлюбів київські князі породичалися з європейськими християнськими правителями, при Ярославі Мудрому вийшов перший збірник законодавчих норм Русі, було побудовано Софійський собор у Києві, засновано при ньому бібліотеку.
***
У своїй політичній діяльності Володимир Мономах, онук Ярослава Мудрого, прагнув легітимності та об’єднання князівств заради подолання половецької загрози, виступав за принципи справедливості і часто сам ставав таким прикладом. Про два найвидатніших твори Володимира Мономаха — лист до Олега Святославича та «Повчання дітям».
Дивіться та слухайте більше у лекції на YouTube, SoundCloud та в подкастах.
Лекция 13.2. Истории киевской святости. Благоверные князья и князья-иноки
Ця лекція є продовженням розповіді про князів-іноків. Цього разу йдеться про Миколу Святошу і Федора Острозького.
Перший прийняв чернечий постриг, будучи молодим князем і провів у монастирі десятки років. Дехто пов’язує чернечий постриг Миколи Святоші з втратою уділу, дехто — з волинською міжусобицею. Але очевидно, князь зрозумів, що залишатися християнином, як він це розуміє і брати участь в усобицях, для нього було неприйнятним.
З іменем Миколи Святоші пов’язана дипломатична місія 1142 р. В Києві з його іменем пов’язана історична місцевість – Святошин.
***
Інший інок, про якого йдеться – прп. Федір Острозький – політик, який лише наприкінці життя став монахом.
XIV ст. – це час виходу острозьких князів на політичну арену. Це епоха, коли південь Київської Русі було поділено між Литвою і Польщею. Такий поділ був пов’язаний з феодальними сімейними узами між династією князів Романовичів і князями сусідніх держав.
Наприкінці життя він приймає чернечий постриг в Києво-Печерській Лаврі з іменем Феодосій. Прп. Федір прославлений в лику святих за свій чернечий подвиг, за те, як він підсумував своє земне життя.
Дивіться та слухайте більше у лекції на YouTube та в аудіо на подкастах і на SoundCloud.
Лекция 14. Истории киевской святости. Равноапостольная княгиня Ольга
Когда мы читаем в «Повести временных лет» об Ольгиных жестоких акциях по отношению к древлянам, мы должны учитывать, что вообще события Х века и вообще все, что на Руси происходило до времен Ярослава Мудрого, в том числе и Владимирово крещение, — это все события, о которых хранилось в основном устное предание. Лишь вторая половина ХІ века — это эпоха, когда об этих событиях начали составлять записи.
Потому нередко бывало так, что о том или ином событии устные предания доходили до летописцев в разных версиях.
Что из летописных писаний о княгине Ольге правда, а что фольклор, где проходит граница между былью и вымыслом?
Смотрите и слушайте в лекции на YouTube, на SoundCloud та на подкастах.
Лекция 15. Истории киевской святости. Равноапостольный князь Владимир
Когда мы говорим о святом равноапостольном князе Владимире, то чаще всего представляем себе князя, при котором совершилось не только крещение Руси, но и Русь достигла своего расцвета. Это как бы самый правильный киевский князь — в том смысле, что при нем власть в Киевской Руси достигла максимального успеха. А период его христианского правления представляем как некую идиллию.
Но не будем забывать о предшествовавшей ему подготовительной эпохе. Тут достижения и вещего Олега, и Игоря Рюриковича, и Святослава, и равноапостольной княгини Ольги. Успех князя Владимира впоследствии был развит его сыном Ярославом. Эпоха Владимира и Ярослава и есть расцвет Киевской державы.
Кроме того, образ князя Владимира, известный нам из истории, — это образ книжный, созданный христианскими летописцами и агиографами.
Каков же реальный Владимир? Почему так разительно отличается языческий образ князя Владимира от христианского? Было ли крещение Руси всего лишь политическим проектом для князя? Ответы на эти вопросы вы получите из последней лекции цикла Владислава Дятлова «Истории киевской святости. Равноапостольный князь Владимир».
Видео — на YouTube, аудио на подкастах и в SoundCloud.