Сергей Чапнин (Москва): Церковное возрождение: что пошло не так?

Лекція Сергія Чапніна «Церковне відродження: що пішло не так?»

Тези доповіді + ВІДЕО.

Зустріч із Сергієм Чапніним у Софії Київській стала відправним пунктом для рефлексій не лише на тему, що пішло не так у церковному відродженні, але й міркуваннями, як розбудовувати нову Українську Церкву, на появу якої очікує нині українське суспільство.

Сергій Чапнін доволі довго пропрацював у церковних ЗМІ Російської Православної Церкви. Ще у середині 90-х рр. він створював православні електронні медіа, перший каталог православних інтернет-ресусрів, а з 2001 року почав працювати в офіційних церковних медійних структурах. Його досвід дає можливість зазирнути в історію новітніх часів церкви очима очевидця, а широта світогляду та інтелектуалізм дарують шанс скласти власне неупереджене ставлення стосовно процесів, які відбуваються всередині РПЦ, та їхнього впливу на Україну.

«Для нас Сергій цікавий тим, що він зробив те, чого не робив ніхто, — представив лектора ректор ВПУ о.Георгій Коваленко. — Він спробував підвести підсумки 25-ти років, які називаються церковним відродженням. Але ми всі розуміємо, що не все вдалося. Тому нашу лекцію ми назвали не просто «Підсумки», а зробили акцент на тому, «що пішло не так». Це погляд людини, яка перебувала всередині процесів, брала в них участь і при цьому аналізувала ці події не тільки з власної точки зору, а намагалася це робити з точки зору Євангелія, з точки зору тієї церкви, до якої ми приходили наприкінці 1980-х — початку 1990-х рр. Ми приходили в церкву Христову і шукали в церковних спільнотах Христа».

Тези виступу Сергія Чапніна на відкритій лекції у ВПУ 7 жовтня 2018 р. «Церковне відродження: що пішло не так?»

  • Мне кажется, мы сейчас находимся в исторической точке подведения промежуточных итогов.
  • Наше современное православное сознание не привыкло подводить итоги, у нас нет навыка анализировать нашу жизнь. Это большая проблема. Как мы прожили последние 25-30 лет? Хорошо прожили. Но почему вдруг стало плохо?
  • При подведении итогов хочется прикрыться какими-то большими событиями, хорошими документами… Это мешает посмотреть на то, что было, честно.
  • Последние 2-3 года я слышу от довольно молодых людей вопрос: в церкви что-то сильно изменилось, что-то стало не так, у нас есть ощущение, что мы приходили в одну церковь, жили, трудились, молились и вдруг оказались в совершенно другой церкви.
  • Нельзя сказать, что церковь едина. Это некий слоеный пирог, набор субкультур.
  • Когда перед нами встает вопрос, как мы вместе прожили последние 30 лет, оказывается, что необходимо попытаться найти общее основание. Но его по сути нет. Мы разные и разучились между собой разговаривать. Последний пример — разный взгляд на автокефалию из Москвы и Киева.
  • Огромная проблема Москвы в том, что она убеждена: существует лишь один церковный подход к истории России, сформулированный в середине XIX в. в рамках российской имперской историографии, рождающий иллюзию того, что других подходов нет.
  • Беда русского современного православия в том, что вся история церкви воспринимается как история церкви в империи. Все, что находится за границами этой империи, не существует вообще в сознании современных христиан.
  • Что мы знаем о церкви в 1990-е годы? Оказывается, ничего содержательного. Это приводит к мифологизации самого понятия «церковное возрождение».
  • Мы мыслим себя как церковь империи, Москву — как преемницу третьего Рима. А по сути, никакого преемства с канонической точки зрения нет. Потому что семья из 15 поместных церквей — это не семья пятнадцати равноценных церквей. Математическая формула православного мира с точки зрения канонов выглядит так: 4+1; 9; 1.
  • Очень важно, чтобы современный человек чем-то в своей истории гордился. Возник культ победы, который приобрел характер главного национального праздника с сакральным содержанием: мы победили коричневую чуму, победа в этой войне дарована Богом, значит, Россия перед Богом оправдана.
  • Не смотря на гигантский скепсис, в 2000 г. происходит канонизация царской семьи. Это было настолько неочевидно, что было написано две иконы — Собор новомучеников с царской семьей и Собор новомученикво без царской семьи. В зависимости от того, каким будет голосование на архиерейском соборе.
  • То, что на момент смерти Николай ІІ почти полтора года не был императором, ничего не значит это для идеологизированного церковного сознания. Он святой император, который пострадал за империю. История предается забвению, и на ее месте возникает миф.
  • 70% граждан России считают себя православными и 6-7% регулярно ходят в храм. Кто эти люди? Одно время говорили, что это православие как культурная идентификация. Но есть другая конструкция — постсоветская гражданская религия.
  • И проблема, с которой сталкивается сейчас все постсоветское пространство, — соотношение коллективного и индивидуального. Этот момент важен и для автокефалии. Каким будет церковное самосознание: индивидуалистичным или общинным? Нужно искать баланс.

Повну лекцію дивіться у відео на нашому каналі в YouTube.

Залишити коментар

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *